Реставраторы Псковского музея выявили уникальную фреску XIV века

ПСКОВ, 3 октября. /ТАСС/. Реставраторы Псковского музея-заповедника на основе фондов, в которых хранятся фрагменты фресковой живописи, выявили уникальную фреску XIV века «Воскресение — сошествие во ад». Об этом ТАСС сообщила генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова.

«Специалисты мастерской реставрации фрагментов монументальной живописи Псковского музея-заповедника определили сюжет и предполагаемое местонахождение одной из фресок храма № 1 конца XIV века на территории Довмонтова города. Храмы до нашего времени не сохранились, сейчас можно увидеть только выведенные на поверхность (надстроенные) фундаменты. Среди фрагментов храма № 1 специалисты выявили детали горок, сферы, фигур святых, боковые стенки гробниц, ногу на створке врат, что позволило им определить сюжет подбираемой композиции — „Воскресение — сошествие во ад“, — сообщила Мельникова.

Фрагменты были обнаружены в 1959 году во время археологических работ, проводимых под руководством Григория Гроздилова экспедицией Государственного Эрмитажа. Долгое время артефакты находились в ящиках и ждали своего часа. С появлением мастерской начался разбор коллекции фрагментов фресковой живописи и ее изучение.

«В процессе удаления поверхностных загрязнений проявляются изображения нимбов, букв, одежд, фона и личного письма. Затем фрагменты соединяются по местам изломов. Работа по подборке разрушенной стенописи осложнена отсутствием каких-либо описаний или зарисовок росписи, тем более — фотографий», — добавила она.

Также реставраторы мастерской установили, что эта композиция находилась в нише, возможно, в надпортальной. В таком случае подтверждается версия Инги Лабутиной и других исследователей о посвящении храма № 1, по другой версии — это церковь Николы с Гребли. Работа с археологическими фрагментами монументальной живописи позволяет получить новые данные для изучения утраченных храмов Довмонтова города.

Воскресение Христово является ключевым событием евангельского повествования. В христианской живописи тема Воскресения нашла свое художественное выражение в целом ряде сюжетов. Особенно широкое распространение получила композиция «Сошествие Христа во ад», которая и стала в восточнохристианском искусстве образом Воскресения Христова. След в иконописной традиции оставили и псковские мастера, не только средневековые, но и современные, сохранившие преемственность. Найденная композиция позволит узнать больше об уникальном феномене псковской традиционной иконописи.

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

Иван

0
Комментарии: 14Публикации: 1133Регистрация: 10-05-2020